Медийные манипуляции: доклад описывает роль Пекина за границей

Придорожный щит на крыше здания (© Johannes Eisele/AFP/Getty Images)
На пропагандистском щите в Шанхае изображен генеральный секретарь Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин. Китайские СМИ подконтрольны Компартии и занимаются пропагандой ее имиджа и посланий. (© Johannes Eisele/AFP/Getty Images)

Коммунистическая партия Китая (КПК) ежегодно тратит миллиарды долларов на пропаганду и цензуру за границей, выдавая государственные СМИ за независимые источники информации, говорится в недавно опубликованном докладе.

Во Всемирном рупоре Пекина (Beijing’s Global Megaphone), новом докладе от организации Freedom House, опубликованном 15 января, описывается пропаганда, цензура и система Пекина для доставки контента, которые используются для осуществления контроля над общественным мнением в других странах.

Freedom House — независимая организация, которая занимается мониторингом и защитой свободы и демократии в разных странах. Она ранее объявила Китай страной с наименее свободным интернетом в мире.

«Авторитарное государство с сильной экономикой стремительно расширяет влияние на производство и распространение контента в СМИ», — говорит Сара Кук, старший исследователь и автор доклада.

Пропаганда

Газета в руках у человека (© Shutterstock)
Газета China Daily, которая издается на английском языке, является одной из нескольких СМИ, которые подконтрольны КПК и распространяют партийную пропаганду. (© Shutterstock)

Согласно докладу, один из самых распространенных методов пропагандистской деятельности — публикация статей за границей на разных языках в государственных СМИ. Кроме того, в докладе говорится, что лишь за 2009 год китайское правительство потратило 6 млрд долларов на расширение работы государственных СМИ.

Государственные СМИ маскируются под независимые новостные агенства, но на самом деле они представляют собой органы пропаганды КПК. В соцсетях, принадлежащих китайским информационным агентствам, Freedom House не нашла упоминаний о том, что «они принадлежат государству или соответствуют редакционной политике КПК». Согласно докладу:

  • «Женьмин жибао» называет себя «самой крупной газетой в Китае», где она на самом деле является «официальным рупором Коммунистической партии Китая».
  • Агентство Синьхуа предендует на звание «ведущего источника информации о Китае и международных новостей», но на самом деле это «официальное государственное информационное агенство Китая».
  • Глобальная телевизионная сеть Китая (CGTN) сообщает, что она — «главный круглосуточный новостной канал Китая», но на самом деле она собой представляет «международный отдел Центрального телевидения Китая, государственной вещательной компании».
  • Газета China Daily рекламирует себя в качестве «ведущей англоязычной новостной организации Китая». Однако на самом деле это — «англоязычная газета, принадлежащая правительству Китая.»
  • Международное радио Китая вещает в 14 разных странах, обычно через частных посредников, но получает государственное финансирование на пропаганду позиции КПК.

Можете ли вы распознать СМИ, подконтрольные китайскому правительству, когда читаете новостные ленты в соцсетях или посещаете интернет-сайты?

Цензура новостей и соцсетей со стороны китайского правительства уже существует на протяжении десятилетий, но теперь, согласно докладу, «китайские чиновники начали использовать экономические рычаги для ликвидации статей или комментариев, содержащих критику» за границей.

Доставка контента

Для обеспечения полного контроля над СМИ и мессенджерами, Пекин также стремится взять под контроль способ доставки контента, например сети мобильной связи, телевизионные станции и социальные сети.

Путем отслеживания методов доставки контента, КПК «выводит возможное влияние на новый уровень», на котором «сторожи, состоящие в хороших отношениях с КПК, смогут» контролировать информационный поток за границей, говорится в докладе.

По словам Кук, подобное влияние подрывает принципы «прозрачности, верховенства права и честной конкуренции.»